(Сулима Даниил; 1772, мест. Нов. Водолага Валковского у. Харьковской губ.- 4.08.1844, Кишинёв), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Обучался в Харьковском коллегиуме и Екатеринославской ДС. В семинарии учился у архим. Гавриила (Банулеско-Бодони; впосл. митрополит Кишинёвский) и считался первым учеником. По окончании семинарии с 1795 г. преподавал поэзию и риторику, затем стал ее префектом.
В 1797 г. в Полтаве Д. был рукоположен во иерея к собору г. Новороссийска (Екатеринослав, ныне Днепропетровск), определен членом духовной консистории. В 1798 г. назначен префектом Екатеринославской ДС. В 1800 г. возведен в сан протоиерея, служил в Богуславском соборе, был управляющим церквами и духовенством Богуславского благочиннического окр. Киевской епархии. В 1806 г. перемещен в Адмиралтейский собор г. Николаева, был законоучителем, учителем логики и красноречия в штурманском уч-ще.
Осенью 1810 г. митр. Гавриил ходатайствовал перед Святейшим Синодом о назначении Д. викарным епископом, помощником по управлению Молдо-Влахийским Экзархатом. Архиеп. Арсений (Стадницкий) называл Д. «первым среди главных его сотрудников». В мае 1811 г. в Яссах он принял монашеский постриг. 16 июня 1811 г. хиротонисан во епископа Бендерского и Аккерманского. После присоединения Бессарабии к России в 1813 г. Д. назначен викарием новосозданной Кишинёвской епархии. В том же году при участии Д. была открыта Кишинёвская ДС, к-рая до 1823 г. находилась в его подчинении. В 1818 г., во время пребывания в Кишинёве имп. Александра I, митр. Гавриил лично просил императора наградить Д. панагией с алмазными украшениями, что было исполнено через гр. И. Каподистрию.
С 18 июня 1821 г. Д.- архиепископ Кишинёвский и Хотинский. Назначение последовало после рекомендации полномочного наместника Бессарабии ген. И. Н. Инзова, к-рый написал Каподистрии, что Д. хорошо знаком с краем, изучил молдав. язык и любим местным населением. Каподистрия переслал это письмо министру духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицыну, к-рый сделал 11 июня 1821 г. соответствующий доклад лично Александру I. В этот же день последовал указ о назначении Д. архиепископом. Во время событий 1821 г. в Греции и Дунайских княжествах Д. оказывал содействие беженцам из этих стран - священнослужителям, обосновавшимся в Бессарабии. С июня 1823 до нач. 1825 г. принимал участие в заседаниях Святейшего Синода.
Особое внимание Д. уделял состоянию приходского духовенства, повышению образования клириков и улучшению богослужения в сельских храмах. В 1822 г. из 31 протоиерея и 1064 иереев Кишинёвской епархии только 10 имели полное семинарское образование. Д. был вынужден назначать священников из числа диаконов и певчих, ввел для них экзамены по чтению, пению, церковной службе и знанию катехизиса. Лично экзаменовал кандидатов на хиротонию, а в случае своего отсутствия оставлял доверенное лицо. Приглашал для службы выпускников семинарий, Подольской и Екатеринославской гимназий, поскольку выпускников Кишинёвской гимназии для пополнения бессарабских приходов не хватало.
За время управления Кишинёвской епархией Д. число храмов по всей Бессарабии возросло с 862 до 905. С 1821 г. возглавлял строительство одесского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря, начатое еще при митр. Гаврииле (Банулеско-Бодони). 11 мая 1830 г. заложил первый камень в основание кафедрального Христорождественского собора г. Кишинёва. С 1833 по 1836 г. возглавлял работы по строительству собора, а 15 окт. 1836 г. совершил его освящение.
Содействовал распространению общего образования среди местного населения. Известные «Правила» обучения, предназначенные первоначально для Олонецкой губ. и затем разосланные по всей России, Д. перевел на молдав. язык и с 1842 г. распространял по бессарабским приходам. Д. обращался с пастырскими посланиями, призывая родителей отдавать детей для обучения в приходские школы. Уделял внимание церковным школам Бессарабии, в т. ч. и тем, к-рые носили миссионерский характер. В 1842 г. перевел для них «Начатки христианского учения», отпечатанные в типографии архиерейского дома.
По свидетельству современников, Д. отлично владел молдав. языком. Под его рук. были составлены на молдав. языке катехизис, проповеди, автором многих был Д., им же были переведены поучения, читавшиеся в храмах по воскресным и праздничным дням, с церковнослав. и рус. языков общая Минея, панихидный реестр, Псалтирь, служебник, сокращенный катехизис и др. По российскому образцу был исправлен и дополнен 33 главами молдав. Требник. Эти книги были отпечатаны в Кишинёвской духовной типографии. Д. подготовил к печати русско-молдав. словарь. Часть его значительного лит. наследия опубликована в Кишинёвских ЕВ. Хорошо известна его переписка с Филаретом (Дроздовым), митр. Московским (Христианское чтение. 1898. № 8; Кишинёвские ЕВ. 1895. № 23). Д. оказал содействие известному впосл. ученому-слависту Ю. И. Венелину, работавшему преподавателем в Кишинёве. Был лично знаком с А. С. Пушкиным, бывавшим в Кишинёве в 20-х гг. XIX в.
Погребен в правом приделе кафедрального собора г. Кишинёва. Общавшийся с Д. митр. Иринопольский Григорий поставил мраморную надгробную плиту и позолоченную ограду, а с вост. стороны собора - киот с образом Спасителя и архиерейской митрой. Известен портрет Д. на литографии 2-й четв. XIX в. (ГИМ), где он изображен погрудно, в рясе и клобуке, с панагией, наградным крестом в память войны 1812 г., 2 орденами и 3 звездами, внизу - факсимиле автографа Д., гриф мастера «Rey» (Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 287).